Покрутившись на Везерстоке и посмотрев на выступления разных групп на просторах Средиземья за последние 7 лет, пришел к выводу, что существуют несколько правил, от соблюдения которых зависит успех концерта.
У музыкантов и зрителей разное представление о прекрасном. Можно быть фаном какого-либо исполнителя (группы) или музыкального стиля, но слушатель собирается случайным образом и имеет музыкальные пристрастия, не совпадающие с вашими. Если мечтаешь быть услышанным — будь разнообразнее. Всем всё равно не угодить, мы не банкнота, чтобы всем нравиться, но, если хочешь успешного концерта, к этому надо стремиться. Исключение составляют тематические выступления, которые анонсируются заранее для целевой аудитории и проводятся в стороне от наиболее посещаемых игроками мест.
Обычно лучшие композиции художественный руководитель ставит в начало, середину и конец концерта. По моему скромному опыту, в выступлении из 5 мелодий тщательно отбирали 1, 3 и 5. Но главная заповедь музыканта: конец запоминается лучше начала. От того, с какой эмоцией слушатель покинул концерт, зависит его дальнейшее появление на ваших ивентах. Самое худшее — послушал, заскучал и ушел. Значит, следующий раз пройдет мимо. Чтобы предотвратить проблему «последней эмоции» нужно помнить про 2 фактора: композиция и время концерта. Последняя мелодия должна быть лучшей, желательно мажорной (люди в основной своей массе не любят грустить). Ну а сам концерт должен продолжаться МАКСИМУМ 20 минут. Мы всегда можем отвлечься от фестивалей и рейдов на короткое время, но большинство пришло сюда делать квесты, а музыка является очень приятным, но всё же второстепенным бонусом. Окончание концерта должно вызывать у слушателя правильное разочарование («Хочу еще!», а не «Наконец-то можно расходиться!»). Особенно часто последний пункт касается друзей и знакомых, которые героически допивают перед монитором восьмой стакан чая/пива и просматривают новости, пока их персонаж пританцовывает веселый гопак под похоронный марш Шопена, чтобы не обидеть музыкального друга. Поэтому лучше короче, но чаще.
Почему большинство равнодушно к абстракционизму? Потому что в куче пятен, наляпанных по холсту, люди узнают только пятна на рубашке после бурной попойки. А когда смотрят на реалистичное полотно, то радостно понимают: это домик, это девушка, это березка (а не дуб) и уходят от картины с полным ощущением того, что поняли художника, то есть глубоко удовлетворенные. Еще старик Малевич прикалывался над этой особенностью восприятия своим черным квадратом. С музыкой все то же самое. Конечно, нужно и что-то оригинальное, и необычное, но самые положительные эмоции возникают от узнавания. Человеку приятнее всего услышать не сложную симфоническую композицию, а простую мелодию, которую каждый может легко повторить и ее узнают, даже если исполнитель отчаянно фальшивит. Мелодия, которую не может напеть человек без музыкального слуха, практически никогда не станет популярной. Концерт должен состоять на 70-80% из легко узнаваемых композиций.
И вот мы подошли к самой серьезной музыкальной проблеме LOTRO — отсутствию вокала. Представьте себе, чтобы вы нашли популярную песню с мелодией, которая удачно ложится на средневековые инструменты, но в ней 8 куплетов (и соответственно припевов). И ваши бедные слушатели 8 раз по кругу слушают одно и то же. Очень красивое, очень знакомое, но ОДНО И ТО ЖЕ. В реале этот эффект нивелируется текстом и его смысловой нагрузкой. В реале голос вокалиста тоже является основным музыкальным инструментом, и профессионал не поет все куплеты песни абсолютно одинаково. И вот тут возникает проблема ручной переделки бедного файла, на которую способны не многие. Решить необходимо 2 проблемы: повтор и вокал. Разнообразия в повторяющейся закольцованной мелодии можно добиться путем различной аранжировки куплетов, например с использованием разных музыкальных инструментов. Классический прием — постепенное последовательное вступление. Можно использовать изменение темпа и расстановку пауз. А голос вокалиста заменяется отдельной партией (на мой дилетантский взгляд, для этого подходят духовые).
Эпик скриншот от Crazypants - "Чистилище", или "Вторая прогрузка на Везерсток"
Да и не только торговли, но на концертах ее избыток может сказаться весьма печальным образом. Все, кто был на последнем Везерстоке, вам расскажут о лагах и вылетах. Мы все разные. Разные не только в своих музыкальных пристрастиях, но и в мощности видеокарт, и в качестве провайдеров. Поэтому моя маленькая мечта — это частые, но короткие концерты, где небольшое количество композиций компенсируется их качеством.
P.S. И, пожалуйста, не устраивайте в ремесленных залах шоу для пилы с оркестром, ибо кувалда и лютня — две вещи несовместные.
Отличная статья. Согласен по всем пунктам, особенно поддерживаю мнение о рекомендуемой длительности, ну 30 минут, но никак не больше.
Маэстро, Weatherstock Bard
Местные группы меньше часа концерты не делают)) И высказанные Уважаемым Баруком мысли хорошо подходят, видимо, для всех серверов, кроме, слава Эру, Ландровала. У меня такое впечатление, что тут от музыки вообще не устают)) Самый музыкальный сервер))
Черничная Землеройка
Знаешь, гноме, "не уставать от музыки" и "оставить персонажа на концерте, параллельно занимаясь своими делами" (в нужные моменты меняя танец и хлопая) - всё же разные вещи! :)
Просто сидеть два часа перед экраном монитора - гм. Хотя, может, я старею :D
Но всё же... Как по мне, концерт - это, в первую очередь, шоу. Иначе это тренькание бардов на лютне в таверне - как фон.
Великий мастер перевода, Weatherstock Bard
Ну на Лаурелине музыки тоже очень много, другое дело, может, группы тут выступления не так широко анонсируют, как на Ланди!)
Насчёт длительности концерта. Мы за несколько лет выступлений пробовали разные форматы - и короткие получасовые, и длинные до полутора часов.
В итоге остановились именно на часовых. Почему? Час - оптимальная максимальная длительность, дальше публика уже устаёт) Зрители, целенаправленно пришедшие на наш концерт, вполне готовы посвятить час музыке. При длительности концерта 20-30 минут опоздавшие или просто поздно узнавшие о концерте приходят уже к его завершению.
Насчёт репертуара концерта. По сравнению с ру-серверами нам, во всяком случае, пришлось перестраиваться. С сольными концертами по творчеству одного исполнителя, судя по всему, придётся завязывать в пользу сборной "солянки".
Вообще, как я понял из посещений здешних концертов, структура репертуара у местных групп примерно такая - половина песен (а то и больше) на их периодических концертах - это их старые и проверенные "хиты", которая публика уже хорошо знает по предыдущим выступлениям этой группы. И они равномерно разбавляются другими песнями.
В итоге на те же Weatherstock'и они выходят с программой, большинство песен которой и по музыке, и особенно по текстам "под Средиземье" уже знакомы большинству публики, и поэтому лучше воспринимаются.
То есть и нам надо выбирать песни, наиболее удачные по звучанию и текстам, и "обкатывать" их на каждом концерте!)
Маэстро, Weatherstock Bard
Согласен - 1 час, 1 час 10 мин - самое оно)) А насчет шоу. Программа Радагастов на разогреве и половина групп на Заверти великолепно слушалась и помимо шоу)) Какие бы ни были крутые спецэффекты , если звучать плохо будет, то будет неинтересно. Хотя, конечно, кто ж против))
А насчет "Как по мне, концерт - это, в первую очередь, шоу. Иначе это тренькание бардов на лютне в таверне - как фон." Это кто как играет))
Radagast's Pipe
Барук, а так: https://yadi.sk/d/paAZF1Cii6uAF сойдёт для финала?
А если серьёзно, то "Разнообразия в повторяющейся закольцованной мелодии можно добиться путем различной аранжировки куплетов, например с использованием разных музыкальных инструментов. " - это, конечно, осуществить можно, но на написание каждой песни с шестью-семью дорожками будет уходить, в лучшем случае, часа 4. И это при знании основ гармонии и сольфеджио. А когда тогда мобов мочить? А кто-то еще и рейдит )) Но я, например, после подачи заявки на Weatherstock не прокачался ни на йоту )
Морийский цирюльник
Таки-сойдет :) Хотя композиция имеет тот самый недостаток повтора, который надо ликвидировать. Я примерно представляю объем работ, поэтому и написал, что это доступно не многим. Часа 4 - это ты оптимист.
Маэстро, Weatherstock Bard
А я бы не постеснялся и немажорной композицией закончить)) Такой, например)) И пусть попробуют не запомнить
перкуссия в этой вещи - предмет особой гордости))
Щедрая душа, Любитель неописуемого
"На других серверах играют, а у нас поют" (с) Краткая суть сервера Ландровал. На мою просьбу свалить из крафтильни (входа в фестивальный лабиринт, аукционного зала) попеть на специально оборудованные для этого сцены или, хотя бы, на ступеньки чебуречной Лавра, всегда следовало недоумение и ответ, типа (если гугля не сильно наврала): этожеРПсервер! Я несу людям искусство прямо в массы! Имея 32- битную систему (пошевеливайся,
Плотва"десятка"! Июль на исходе) и не самый лучший интернет (ну, нет у меня выбора! Игнорируют все наш маленький и бесперспективный дом) я сильно страдаю от уличных музыкантов в общественных местах. И спасибо всем известным мне музыкантам с ру-серверов за то, что вы всегда играете на сцене, а не на голове аукционистки или банкира. Извините, накипело.