Чэнс Томас и музыка Средиземья

И снова здравствуй, милый моему сердцу меломан. Тише, тише...
Присаживайся рядом со мной. Слышишь? Шелест опадающих листьев, приглушенный гул маленького водопада где-то вдали, журчание ручья... Прелестные переливы музыки этого мира... Нет? Лично я почти ничегошеньки не слышу. Вообще-то сказать, я надеялся на тебя.

Ежели честно, я не так уж много понимаю в музыке, да и вообще — в искусстве. Но, тем не менее, я всегда могу сказать, что красиво, а что — нет.
И с уверенностью говорю: в Средиземье не просто красивая, но притягивающая, вдохновляющая и очаровывающая музыка. Именно музыка — годы назад — повлияла на моё решение остаться в Средиземье надолго: и это было всего-навсего бренчание гитары в сожженном Арчете.
Всего лишь бренчание. Тихое, почти незаметное. И, тем не менее, я все равно иногда приезжаю в Арчет (и многие делают так же, но чур «воодушевленных» амбициозных глупцов не считать!) или включаю плеер, что бы послушать именно его, бренчание это. Почему? Почему простая, в общем-то, незамысловатая музыка заставляет бросать освоение контента и скакать куда-то в Троллистую Пущу или «Золотой Окушок», чтобы... слушать?
О, не беспокойтесь — у меня есть ответ. Потому что это не просто красивая музыка, но музыка подходящая месту — она заставляет прочувствовать окружение, узнать о нем намного больше. Именно музыка говорит за локацию и отвечает за её чарующее впечатление. Тревожность, умиротворение, радость, гнев, тоску по дому или утраченной славе, величие и страх... все это можно выразить музыкой. И уж чего не отнять: у ВКО есть в рукаве туз композиторской масти.

Имя этого туза — Чэнс Томас (Chance Thomas), композитор почти всей музыки ВКО с самых «Теней Ангмара» (он же озвучивает несколько роликов в английской версии игры).
Скорее всего, вы ничего о нем и не слышали, разве что внимательно читали эту статью. Почему? Наверное, потому, что в России, да и в мире, вообще очень мало знают об игровых и кинокомпозиторах. А ведь внимания он действительно заслуживает. Чэнс Томас начал работать с играми еще в середине девяностых, насколько нам известно, с компанией Sierra Online, но приложил свою руку лишь к немногим известным и по-настоящему громким проектам, хоть и умудрился в числе первых игровых композиторов оказаться на церемониях «Оскар» и «Грэмми» (своеобразный эквивалент «Оскара» для музыкальной среды). Где вы могли слышать его труды? Например, в игре по ремейку «Кинг-Конга» за режиссурой Питера Джексона, в пятой части уже пожилой серии Quest for Glory или же в нескольких современных играх, навроде «Людей Икс» и... «Властелина Колец». Вообще-то, не так уж и много.
Совсем немного. Чэнс, мы хотим больше!

Но, ежели чуть-чуть серьезнее, Чэнс работает со столь любимым нами Средиземьем уже больше шести лет кряду, а недавно еще и выпустил альбом, целиком посвященный Рохану. Мы давно уже ознакомились с его работой и можем быть спокойны: отчетливо видно, что у композитора под рукой целый оркестр. Быть может, благодаря ему мы наконец-то сможем безболезненно уйти от набившего оскомину саундтрека Говарда Шора по Рохану... ах, мечты-мечты!
Специально для вас мы перевели одно из весьма немногочисленных интервью с Томасом Чэнсом. Оригинальное интервью взято польским сайтом GameMusic.net, за что ему и спасибо.


Не забудьте включить субтитры, дабы оценить перевод.

И все же, музыка Средиземья определенно не ограничивается Чэнсом Томасом. Разумеется, мы даже не станем заикаться про многочисленных бардов, в конце концов, sapienti sat, а жаждущие — отыскали немало добрых песен и без нашей помощи. И все же, хотелось бы посоветовать немножко музыки, настраивающей в Средиземье на нужный лад, но, вопреки здравому смыслу, не слишком известной.

Первой доброй рекомендацией станут музыканты ансамбля Ann`Sannat и лично Элизбар (Alizbar), уроженец Кишинёва, прославившийся своей мелодичной кельтской арфой.
Элизбар уже много лет гастролирует с арфой, а Ann`Sannat исполняет поразительные инструментальные композиции, навеянные творчеством Профессора. Из множества композиций ансамбля одна из самых примечательных — Colours (тыкабельно, приучайтесь). Она не только, как это ни странно, не является исключительно инструментальной, но и записана с участием Ребекки Хоуп (Rebecca Hope), приглашенной в качестве вокалистки.

Не меньшего внимания заслуживает и датский «Ансамбль имени Толкина» (The Tolkien Ensemble). Этот скромный оркестр уже семнадцать лет радует музыкальными пьесами по мотивам работ Толкина не только нас, но и Кристофера Толкина, и Её Величество Королеву Дании Маргрете Вторую. Первый оказывает ансамблю поддержку рекламой и советами, Её Величество же, являющаяся известной поклонницей творчества Профессора, предоставила свои иллюстрации, которые теперь служат обложками альбомов Ансамбля.
Все альбомы Ансамбля посвящены Средиземью, но особенно оный прославился туром вместе с Говардом Шором, сочинителем музыки для экранизации «Властелина Колец» Питером Джексеном, и сэром Кристофером Ли, исполнителем роли Сарумана.

Тут надлежит сделать небольшое отступление и признаться в любви к Кристоферу Ли, несмотря на настороженное отношение к любым адаптациям Средиземья, особенно — к киноадаптациям. Тем не менее, наверное, одной из самых заветных мечт автора данных строк является увидеть сэра Кристофера Ли и сэра Шона Коннери в одной киноленте. Несомненно, каким бы ни был сюжет, все выльется в противостояние двух сумрачных гениев, двух героев и двух злодеев. Увы, несмотря на близкое родство с Яном Флемингом, Кристофер Ли не сыграл Доктора Но. Кристофер увиделся с Бондом в роли Франциско, но Бонда перестал играть Шон Коннери. Примечательно, что Коннери и Кристофер должны были встретиться в ролях Гэндальфа и Сарумана соответственно, но и тут не сложилось, и место Шона занял сэр Иен Маккелен.
Что ж, может быть они так и не встретятся в кино, но Шон Коннери всегда будет прекрасным Бондом, а Кристофер Ли — изумительным вокалистом, прославившим своим голосом Средиземье.

Песни в исполнении Кристофера Ли куда ярче многих прочих — и не просто так. Кристофер, как и Чэнс, полюбил творчество Профессора задолго до популярных кинофильмов, не говоря о том, что был знаком с ним лично.
Необычно, не так ли? Голос Сарумана, поющий за Древоборода, Эомера или Тома Бомбадила. Необычно — но прекрасно. Необычно — и потому заслуживает вашего внимания.
Большую часть вышеупомянутого сборника вы сможете найти здесь или в любом другом месте — они распространяются свободно.


Ну что же! За сим могу лишь откланяться и напомнить: вся история, все сущее и будущее — лишь переливы древней чарующей музыки и захватывающий танец, который по ошибке называется нашим с вами бытом. Слушайте же, покуда музыка не стихла.


P.S. На первой из зарисовок представлен танец на празднике содружества «Братство Стали» с сервера Форност.